Персоналии
Назьмов Николай Константинович, 1908-1998
Назьмов Николай Константинович, 1908-1998
ФИО
Назьмов Николай Константинович
Годы жизни
Биография
Н.К. Назьмов родился 3 марта 1908 году в Туле в семье художника. Первые уроки любви к природе, которые дал ему отец, оказались решающими в жизни Николая. Гражданская война изменила жизнь мальчика, он остался сиротой и воспитывался в рязанском детском доме. Его творческие способности были замечены воспитателями, и Николая отправили на учёбу в Москву. Первым учителем Назьмова был мастер-таксидермист Э. А. Бекштрем, сумевший привить своему ученику любовь к таксидермическому искусству на всю жизнь. К самостоятельной работе Н. К. Назьмов приступил в 1930-е годы, работая в краеведческих музеях Подмосковья. Все эти годы Николай Константинович совершенствовал своё мастерство, изучал все лучшее, что известно в таксидермии, и со временем освоил новый в то время скульптурный метод. Именно благодаря этому методу и, безусловно, огромному таланту Николая Константиновича, по художественной ценности его работы могут на равных соперничать с произведениями талантливых скульпторов и живописцев. В работе мастера всё продумано до мельчайших деталей. Именно поэтому композиции Н.К. Назьмова всегда отличает редкое единство зверей, птиц и окружающего их ландшафта. Николай Константинович говорил: «Таксидермист обязан быть зоологом, ботаником, знать досконально анатомию, особенности поведения зверя и птицы и всё, что их окружает в природе. Кроме того, мастер так должен изобразить животное, чтобы были видны его характер, его повадки. И чтобы работа, которая прошла через мои руки, душу и сердце, нашла отклик у зрителя, чтобы полюбил он то, что всю жизнь люблю я». В свои работы Н.К. Назьмов вложил удивительное уважение к животным, любознательность и осведомленность об их повадках и жизни. Мастер редкой профессии, скульптор живой природы, настоящий художник, вдохновенный мастер — такими титулами награждали его авторы статей о нём. Посетители Дарвиновского музея могли не слышать фамилию Н. К. Назьмова, однако многим знакома его масштабная работа — сцена охоты «Волки, нападающие на лося», представленная в зале «Микроэволюция». Мимо этого шедевра таксидермии невозможно пройти мимо — кажется, что перед нами не чучела, а живые звери. Это ощущение появляется неспроста, ведь Николай Константинович был одним из разработчиков скульптурной таксидермии в нашей стране — уникального метода, благодаря которому чучела получаются долговечными и выглядят естественно.